Контактная информация
7:30 - 16:00 (мск)
Сб-Вс: Выходные
г. Самара, Московское шоссе, 18 км, Лит.А, Корпус 3
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оборудование и покрытия детских игровых
площадок
БЕЗОПАСНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ И МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ КАНАТНЫХ ДОРОГ
Общие требования
EN 1176-4:2008
(NEQ)
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом
от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «всероссийский
научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении»
(ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 455 «Оборудование детских игровых
площадок»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 893-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского
регионального стандарта ЕН 1176-4:2008 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок.
Часть 4. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний канатных дорог»
(EN 1176-4:2008 «Playground equipment and surfacing — Part4:Additional specific safety requirements and
test methods for cableways». NEQ)
5 8ВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в еже-
месячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пере-
смотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной
системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас-
пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо-
му регулированию и метрологии
Содержание
Приложение А (обязательное) Оценка плавности торможения каретки.............................................. 8
Приложение Б (обязательное) Оценка скорости движения каретки.................................................... 9
Приложение 8 (обязательное) Определение площади проекции торцевой части рукоятки................ 10
in
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оборудование и покрытия детских игровых площадок
БЕЗОПАСНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ КАНАТНЫХ ДОРОГ
Общие требования
Children's playgrounds equipment and surfacing. Cableway's safety of structure and test methods.
General requirements
Дата введения — 2012—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на канатные дороги, устанавливаемые на детских игро-
вых площадках, на которых дети катаются под действием силы тяжести. Стандарт устанавливает тре-
бования к безопасности конструкции и методам испытаний канатных дорог всех типов.
Настоящий стандарт не распространяется на канатные дороги, изготовленные до 1 июля 2012 г.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 50—2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2006 Общие требования к компетентности испытательных и калибро-
вочных лабораторий
ГОСТ Р 52167—2003 Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и
методы испытаний качелей. Общие требования
ГОСТ Р 52169—2003 Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и
методы испытаний. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылоч-
ных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агент-
ства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационно-
му указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если
ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться за-
меняющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором да-
на ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 канатная дорога: Оборудование детской игровой площадки, на котором дети катаются
вдоль троса под действием силы тяжести.
3.2 канатная дорога с подвесом: Канатная дорога, оборудованная рукояткой для катания в под-
вешенном состоянии.
3.3 канатная дорога с сиденьем: Канатная дорога, оборудованная сиденьем.
3.4 зона старта: Область, в которой пользователь может взяться за рукоятку или сесть на
сиденье и привести оборудование в движение.
Издание официальное
3.5 зона катания: Область, в которой пользователь свободно перемещается под действием
силы тяжести.
3.6 зона остановки: Область, находящаяся в конце зоны катания в которой происходит останов*
ка оборудования.
3.7 каретка: Движущийся элемент, за счет которого пользователь перемещается вдоль троса
под действием силы тяжести.
3.8 подвесной элемент: Часть конструкции между кареткой и сиденьем или рукояткой.
4 Классификация канатных дорог
Канатные дороги подразделяют на:
• тип 1 — канатная дорога с сиденьем (см. рисунок 1);
|
|
*777777777777777777777/
Рисунок 1 — Канатная дорога с сиденьем
|
V77777777777777777777?
Рисунок 2 — Канатная дорога с подвесной рукояткой
5 Требования безопасности
5.1 Конструкция канатных дорог должна соответствовать требованиям безопасности и/или
мерам защиты по ГОСТ Р ИСО/МЭК 50. ГОСТ Р 52169 и требованиям настоящего раздела.
5.2 Схема канатной дороги
Элементы конструкции канатной дороги представлены на рисунке 3.
|
t — зона старта. 2 — зона яэтяния: 3 — зона остановки: 4 — сиденье. 5 — рукоятка: в — подвесной злемент: 7 — стопор. Рисунок 3 — Элементы конструкции канатной дороги |
5.3 Конструкция и узлы крепления троса
Конструкция и узлы крепления основного троса должны выдерживать расчетные нагрузки (стати*
чесхие и динамические), передаваемые тросом в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52169.
5.4 Несущая способность троса
Несущая способность троса должна быть подтверждена расчетами в соответствии с
ГОСТ Р 52169. приложение Б.
5.5 Каретка
На тросе размещают только одну каретку.
Конструкция каретки должна предотвращать соскальзывание с троса.
Каретка должна быть оснащена элементами, предотвращающими случайный доступ к ролику.
Каретка и подвесной элемент не должны повреждать трос во время движения.
5.6 Подвесной элемент
На канатных дорогах с сиденьем жесткие подвесные элементы не применяют.
Конструкция гибкого элемента подвеса должна исключать риск удушения.
Если каретка оснащена тяговым устройством, его конструкция должна исключать риск удушения.
з
5.7 Рукоятка
Конструкция рукоятки должна позволять пользователю быстро выпускать ее в любое время.
Рукоятку изготавливают из жесткого материала.
Рукоятка должна иметь размеры по ГОСТ Р 52169. позволяющие пользователю эахватиться.
Конструкция рукоятки должна исключать возможность взбираться на нее.
В целях снижения опасности повреждения глаз площадь проекции торцееой части рукоятки дол*
жна быть не менее 15 см2.
5.8 Сиденье
Конструкция сиденья канатной дороги должна позволять пользователю оставить канатную доро*
гу быстро и в любой момент времени.
Элементы, которые образуют петли или замкнутые кольца, не должны применяться в конструк-
ции сиденья.
5.9 Параллельное расположение канатных дорог
Для канатных дорог, расположенных параллельно, расстояние между канатами должно быть не
менее 2000 мм.
5.10 Расстояние до поверхности площадки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Расстояние до поверхности площадки Н, представлено на рисунке 4.
N| — расстояние до поверхности площадки
Рисунок 4 — Расстояние до поверхности площадки
Для канатной дороги с сиденьем расстояние до поверхности площадки Я, должно быть не менее
400 мм под нагрузкой 130 кг.
Для канатной дороги с подвесной рукояткой (за исключением канатной дороги с подвесной руко-
яткой с подвесным элементом жесткого типа) расстояние до поверхности площадки Н, должно быть:
* не менее 1500 мм в зоне старта без нагрузки;
* не менее 2000 мм в зоне катания под нагрузкой 69,5 кг.
Для канатной дороги с подвесной рукояткой с подвесным элементом жесткого типа в зоне старта
(в целях снижения риска повреждения головы) расстояние до поверхности площадки Н, должно быть
не менее 2000 мм под нагрузкой 69.5 кг.
5.11 Высота подвеса троса и высота свободного падения
Высота подвеса троса и высота свободного падения представлены на рисунке 5.
б-Канетнвя дорога с подвесной рукояттой
|
|
|
|
С« — высота подвеса троса дпя канатной дорогие сиденьем: Н| — расстояние до поверхности площадей: Cj— высота подвеса
троса для канатной дорош с подвесной рукояткой. Hj — высота свободного падения
Для канатных дорог с сиденьем высота С, должна быть не менее 2100 мм. если измерить
как показано на рисунке 5а, размер С, может быть уменьшен до высоты не менее 1800 мм. если движу*
щиеся части каретки закрыты, не доступны пользователю и отсутствует возможность застревания
пальцев.
Для канатных дорог с подвесной рукояткой высота С2 должна быть не менее 300 мм. как показано
на рисунке 56.
высота свободного падения для всех типов канатных дорог измеряется в ненагруженном состоя*
нии.
8 положении сидя высота свободного падения Н2 не должна превышать 2000 мм. как показано на
рисунке 5а.
8 висячем положении высота свободного падения Н2 не должна превышать 1500 мм. как показа*
но на рисунке 56.
8 висячем положении высоту свободного падения Н2 измеряют от уровня захвата рукоятки ниже
минус 1500 мм. а пользователь не должен доставать до троса.
5.12 Зона безопасности и зона приземления
Зона безопасности и зона приземления должны быть свободны от препятствий, которые могут
привести к травмам, и должны быть, как показано на рисунках 6 и 7.
Ширина зоны безопасности и зоны приземления должны быть не менее 2000 мм в каждую сторо-
ну от канатной дороги и не менее 2000 мм в зоне остановки с учетом раскачивания (до 45е при сжатии
упора) рукоятки или сиденья. Ширина зоны приземления может быть уменьшена симметрично в зоне
остановки до общей ширины 2000 мм (см. рисунок 6). Демпфирование удара покрытием детской игро-
вой площадки в зоне приземления должно соответствовать минимальному значению критической
высоты падения 1000 мм. При высоте падения более 1000 мм демпфирование удара покрытием дет-
ской игровой площадки должно быть пропорционально увеличено.
Пример зоны безопасности и зоны приземления приведен на рисунке 8.
Стартовые платформы вместе с пандусами для доступа к ним. изготовленные из различных мате-
риалов. включая древесину и металл, не могут иметь свойств демпфирования удара до высоты сво-
бодного падения не более 1000 мм.
S
t — конечная точка движения каретки. 2 — зона катания;
3 — максимальное отклонение при раскачивании сиденья или
рукоятки. 4 — зона призеыпекияааоие остановки каретки
I — ось подвесного элемента. 2 — зона безопасности:
3 — зона приземления
Рисунок 6 — Зона приземления в зоне остановки канат-
ной дороги
Рисунок 7 — Зона безопасност и зона приземления
в зоне катания
|
|
6 Методы испытаний
6.1 Требования безопасности е соответствии с разделом 5 проверяют органолептически или
инструментальными методами.
6.2 Испытания по оценке качества торможения каретки — в соответствии с приложением А.
6.2.1 Амплитуда раскачивания подвесного элемента при торможении и остановке каретки в зоне
финиша не должна превышать 45° согласно рисунку 6.
6.3 Испытания по оценке максимальной скорости движения каретки — в соответствии с прило-
жением Б.
6.3.1 Максимальная скорость движения каретки не должна превышать 7 м с1.
6.4 Испытания сиденья как элемента конструкции канатной дороги — по ГОСТ Р 52167. приложе-
ние А.
6.4.1 Среднее значение при испытаниях сидений:
• максимального ускорения д' — не более 50 д;
• напряжения на поверхности сиденья в момент удара а' — не более 90 Н/см2.
6.5 Испытания по определению площади проекции торцевой части рукоятки — в соответствии с
приложением 8.
6.5.1 Торцевая часть рукоятки не должна выступать за пределы калибра.
6.6 По результатам испытаний оформляют отчет в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.
7 Обозначение и маркировка
Обозначение и маркировка канатных дорог — по ГОСТ Р 52169.
Оценка плавности торможения каретки
А.1 Сущность метода
Скорость движения каретки при пользовании канатной дорогой и плавность ее торможения а зоне финиша
оказывают влияние на интенсивность и величину раскачивания пользователя при остановке каретки в конце трас-
сы. как показано на рисунке б.
Испытание проводится с целью проверки плавности торможения и определения максимального угла откло-
нения подвесного элемента при раскачивании пользователя в момент остановки каретки.
При испытании сиденье или рукоятку нагружают испытательной массой и приводят каретку в движение по
направлению к зоне финиша. В зоне финиша контролируют плавность торможения каретки и измеряют и регис-
трируют максимальный угол отклонения подвесного элемента при раскачивании его в момент остановки каретки.
А.2 Аппаратура
А.2.1 Груз массой (130 х 2.6) кг.
А.2.2 Устройство измерения угле отклонения подвесного элемента.
А.З Проведение испытаний
Нагружают сиденье или рукоятку массой (130 ± 2.6) кг.
Отклоняют подвесной элемент на угол 30* против направления движения и освобождая его приводят в дви-
жение каретку.
в зоне финиша визуально оценивают плавность торможения каретки, регистрируют момент ее остановки и
измеряют и записывают максимальный угол отклонения подвесного элемента при раскачивании.
Оценка скорости движения каретки
Б.1 Сущность метода
При испытании сиденье или рукоятку нагружают испытательной массой и приводят каретку в движение по
направлению к зоне финиша.
В процессе движения каретки измеряют и регистрируют путь и время движения каретки, по которым вычис-
ляют скорость ее движения.
Б.2 Аппаратура
Б.2.1 Груз массой (130 ± 2.6) кг.
Б.2.2 Рулетка.
Б.2.3 Секундомер.
Б.З Проведение испытаний
Нагружвют сиденье или рукоятку массой (130 г 2.6) кг.
Отклоняют подвесной элемент на угол 30* против направления движения и освобождая его приводят в дви-
жение каретку.
Измеряют и регистрируют путь и время движения каретки.
Вычисляют скорость движения каретки, м/с.
Определение площади проекции торцевой части рукоятки
В.1 Сущность метода
При испытании определяют, выступает или нет торцевая часть рукоятки за пределы калибра.
В.2 Аппаратура
|
|
|
|
Калибр согласно рисунку В.1
В.З Проведение испытаний
Прикладывают калибр к торцевой части рукоятки строго по центру и определяют, выступает или нет торце-
вая часть рукоятки за пределы калибра.
|
|
|
|
8.3.1 Торцевая часть рукоятки считается допустимой, если она не выступает за пределы калибра согласно
рисунку 8.2.
Рисунок В.2 — Допустимый вариант торцевой части рукоятки
|
|
|
|
8.3.2 Торцевая честь рукоятки считается недопустимой, если она выступает за пределы калибра согласно
рисунку 8.2.
Рисунок 8.3 — Недопустимый вариант торцевой части рукоятки
УДК 688.72:006.354 ОКС 97.200.40 У57 ОКП 968960
Ключевые слова: оборудование, покрытия, детские игровые площадки, канатные дороги, требования
безопасности, испытания
* Если вы являетесь нашим клиентом и имеете учетную запись, то чтобы увидеть цены, вам нужно залогиниться на сайте.
* Если вы являетесь нашим клиентом, но не имеете учетную запись, то вам необходимо:
Сразу же после обработки данных персональный менеджер свяжется с вами, чтобы одобрить статус покупателя, и вам станут доступны цены и предложения компании.
* Если вы пока не являетесь нашим клиентом, то вам необходимо зарегистрироваться, запросить прайс-лист и совершить свою первую покупку напрямую через отдел продаж
производитель
современного оборудования
для городской среды